21 июня 2012 г.

Христианка

   Верный в малом и во многом верен, а неверный
   в малом неверен и во многом.             Лук.16:10
Христианин, Христианка... Сегодня многие называются этим званием, не особенно задумываясь, что значит быть, то есть соответствовать этому званию. Именно званию, а не имени. Слово Божие открывает нам, когда и где впервые ученики Иисуса Христа назвали себя Христианами:
  Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян.11:26).
Этим они определили свою принадлежность, выбрали себе Небесное Отечество, а не земное.
Есть ли нужда как-то разделять эти два понятия: христианин и христианка?
Многие считают что нет, ведь сказано же:
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал.3:28).
Так же и некоторые тексты обращенные к сестрам, проповедники единодушно относят и к братьям. Например:
если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей] (1Кор.7:11).
 Никто не спорит, что и муж в случае развода должен оставаться безбрачным или примириться с женою своею.
Но всё же присутствует некоторое различие или, правильнее сказать, особенности. Что даёт право так утверждать? Ответ прост: то же Писание.
...чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1Тим.2:9-15).
Не возьму на себя смелость однозначно истолковать «...спасётся через чадородие...». Но думаю никто не станет спорить, что нигде во всей Библии к мужьям не было сказано ничего подобного (да, есть упоминание о возможности препятствий в молитвах: 1Пет.3:7, но это не соизмеримо с значением спасения). А так же с тем, что эти слова указывают на семью. Потому что у христиан дети рождаются в семье или, по крайней мере, должны рождаться в семье.
Почему же столь важная истина как спасение увязана с чадородием и семьёй? Ответ вполне однозначен: для жены-христианки очень важны не только личные отношения с Богом, но и её положение в семье, её отношение к ней. Так каковы место и роль в семье у жены?
Наверное, самое «неприятное» открытие для жен это: «жене глава - муж» (1Кор.11,3). Быть в подчинении часто воспринимается, как нечто уничижительное. Хотя это и не так на самом деле, в конце концов, и «мужу глава Христос». Он тоже в подчинении. Более того, с него и спрос будет больше: муж не только отвечает за себя, но и несёт ответственность за свою семью, за её духовное состояние. Это видно на примере нашего Господа, ведь и «Христу глава - Бог» (1Кор.11:3). Он молится:
  Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Иоан.17:12).
Интересно, что Апостол Павел, говоря о положении жен, ссылается даже на закон:
 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (1Кор.14:34).
Так же и в послании к Ефесянам: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф.5:22-24).
Итак, Христианка - жена, посвятившая себя Небесному Отечеству, Господу Христу, благочестию, добрым делам и принявшая Божий порядок, без которого рассчитывать на милость Божью, мягко говоря, наивно. Как видно, и закон и учение Нового Завета призывают жену к повиновению и покорности, нравится это или нет , но без этого не будет правильных и близких отношений с Господом, для которого драгоценна красота «кроткого и молчаливого духа» (1Пет.3:3). Можно добавить: и не только для Него, в книге Притч говорится: Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Прит.14:1). А это уже об ответственности жены: если на муже лежит материальное и духовное обеспечение, то мир и комфорт создаёт верная помощница. Воистину, «жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Прит.31:30).
Но только ли в женах должен проявляться кроткий дух? Только ли женам украшать себя добрыми делами? Если молодая девушка принимает решение присоединиться к Церкви, принять Христа, то не следует ли сразу начать готовить себя и к браку и к Божьему Царству? Что важнее - нетленная красота или принцип погибающего мира "танцуй, пока молодой"? Не нужно обманывать себя и отодвигать время духовного взросления, мол, вот выйду замуж и тогда сразу стану поступать как написано - не выйдет. Да и как дождаться предложения от брата во Христе, если ни кротость, ни стыдливость, ни целомудрие не проявляется внутренне и внешне? Поверьте, молодые братья бывают придирчивы порою больше, нежели иные мужья. А как иначе, ведь их постоянно вразумляют о важности выбора спутницы жизни и нерушимости брака. Вот и получается картина: братья осторожничают, а сестры недоумевают, чего они там выбирают? Вывод обычно неверный - наверное, недостаточно красивы. Только о какой красоте идет речь...
И еще один вопрос - наставление молодым. В послании к Титу сказано:
  чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. (Тит.2:3-5).
Не все вопросы и не все вразумления может охватить пресвитер или, тем более, другой служитель или брат. Писание и Дух Святой возлагают эту заботу и на сестер-стариц, осмелюсь добавить, и не только стариц, но более духовных старших сестер. Разумеется, важен не столько возраст, сколько способность стать старшей подругой и помочь в духовном становлении на собственном примере. К этому тоже нужно готовиться. 
Аминь.