20 декабря 2012 г.

Шанс ухватиться за жизнь

Около четверти всего населения планеты, то есть полтора миллиарда человек, влачат нищенское существование. Еще в начале двухтысячных годов ООН приняла несколько программ с целью искоренения нищеты. Однако число живущих за чертой бедности так и не уменьшается. Часто люди, попав в черную полосу бедности, остаются без жилья, без работы. Сколько сегодня живет в нашей области людей, именуемых в народе горькой аббревиатурой "бомж", точно не подсчитано, но только в этом году специалисты центров социального обслуживания автономии помогли восьмидесяти бездомным, оказав им различную поддержку.
Есть у нас и одна специфическая услуга для людей без определенного места жительства - временное пристанище. Расположен приют для бездомных в селе Найфельд, а содержится на средства благотворительной общественной организации "Маяк".

Три года назад начинал эту непростую работу пастор церкви евангельских христиан-баптистов Найфельда Александр Чеканов. Именно он посчитал своим долгом протянуть руку помощи бездомным. По его инициативе центр социальной помощи таким людям был открыт сначала в поселке Бира, а затем уже в Найфельде. О том, что это дело простым не будет, стало понятно сразу. Непонимание и неприятие бездомных людей как местными властями, так и жителями, были очень сильными. Много усилий пришлось приложить этому человеку, чтобы такой центр не только появился, но и продолжил существование. Несмотря на болезнь, он сумел довести это дело до конца.

В августе этого года Александр Чеканов ушел из жизни. Но его дело продолжил другой пастор Биробиджанской церкви евангельских христиан-баптистов, а по совместительству председатель правления "Маяка" Виктор Локайчук. Он рассказал, что сегодня в приюте "Маяк" проживает пятнадцать человек, хотя условия позволяют принять еще около десяти. Среди жильцов только мужчины, средний возраст которых пятьдесят лет. Для женщин, как показал прошлый опыт, когда "Маяк" находился в Бире, необходимо создавать отдельный приют.

- Люди к нам попадают по просьбе полиции, Красного Креста, мэрии и комитета социальной защиты, - рассказывает Виктор Локайчук. - Причины, из-за которых они оказываются в такой ситуации, у всех разные. Но многие, как правило, теряют квартиры из-за пьянства. Таких людей выгоняют из дома жены или дети, их жилье обманным путем переоформляют на других лиц, а в результате - жизнь на улице, в подвалах и на чердаках. Конечно, мы сразу обращаем внимание на состояние здоровья поступающих к нам людей. Врачей у нас нет, но одно из условий при приеме новичков - прохождение флюорографии. Недавно посетивший нас мэр Биробиджана Андрей Пархоменко обещал прислать автобус, чтобы мы могли в очередной раз свозить людей на такое обследование.

Интересуюсь у Виктора Николаевича, чем занимаются обитатели "Маяка"?

- С утра после завтрака желающих приглашаем на молитву, потом - уборка комнат. Зимой основную часть дня люди проводят у телевизоров - они есть в каждой комнате. Требования к жильцам простые - не употреблять спиртное, не курить и в меру сил работать. Конечно, мы понимаем, что измениться сразу такие люди не смогут, а многие уже не изменятся никогда. Мы многое им прощаем, но если человек не может расстаться со спиртным, предлагаем ему уйти от нас.

Из бытовых условий сегодня в "Маяке" есть пищеблок, столовая, теплый туалет, умывальник и душ. В этом году за счет субсидий областного бюджета, выделяемых на реализацию общественных инициатив населения, кроме швейной машинки и оверлока, сюда приобрели столитровый бойлер. Теперь нет проблемы, где помыть людей.

- Но, конечно, наша задача не только их отмыть и накормить, а еще попытаться изменить их мышление, дать им шанс ухватиться за жизнь, напомнить о ее ценности, - объясняет Виктор Николаевич. - К сожалению, многие из этих людей нуждаются в контроле. Они очень зависимы от внешних обстоятельств. Пока за ними присматривают, контролируют их жизнь - они еще держатся. Стоит только ослабить контроль - снова выпивка. Бывает, что сбегают, часто снова возвращаются. Но некоторые все же пытаются исправиться. Они перестают пить и со временем их забирают предприниматели к себе на работу. Жалоб на них оттуда не поступает. Если хоть какой-то стержень нормальной жизни в человеке остался, то со временем он обязательно вернется в общество. Есть и такие, которых забирают к себе родственники. Недавно одного мужчину после многократных посещений забрала дочь. Мы только приветствуем это - ведь держать у себя человека постоянно мы тоже не можем, есть много других нуждающихся. Поэтому пытаемся созваниваться с родственниками, помогаем добраться до них, даже оплачиваем проезд.

Кроме средств, выделяемых комитетом социальной защиты населения ЕАО, в приют поступают пожертвования прихожан церкви и жителей области. Сами живущие три четверти своей пенсии отчисляют на питание, а тот, кто ее не имеет, старается любой работой оправдать свое проживание - убирает территорию, что-то ремонтирует, помогает местным предпринимателям выращивать урожай. Иногда по заявке предприятия "Чистый город" подопечные "Маяка" выезжают на работу в Биробиджан.

- Все доходы и расходы у нас строго учитываются, - говорит Виктор Локайчук. - Основная часть средств, конечно, уходит на приобретение продуктов. Мы стараемся, чтобы люди были, прежде всего сыты, они питаются четыре раза в день. А вот на приобретение одежды денег уже не остается, тут нам помогают жители или региональное отделение Российского Красного Креста. Причем в одежде мы нуждаемся постоянно. Приходящих к нам людей нужно полностью переодевать, а их лохмотья уничтожать. Нужны и постельные принадлежности - подушки, одеяла.

Еще одну серьезную помощь - оформление паспортов и других документов тем, кто их не имеет, взял на себя комитет социальной защиты населения. Он же выделил средства на покупку электрических конвертеров для отопления помещения "Маяка". Вопрос с отоплением вообще долгое время не решался. К центральному отоплению здание не подключали, а строить свою котельную было накладно. Конвертерное отопление решило проблему наполовину. В комнатах стало тепло и уютно, зато появились большие счета за электричество. Средств на их оплату, конечно же, нет. Значит, за помощью опять придется обращаться в комитет социальной защиты населения ЕАО.

Поначалу, когда приют в Найфельде только появился, отношение к нему местного населения было неоднозначным. Многих пугало, не принесут ли его обитатели болезни, криминал и пьянство. Сейчас все изменилось - и администрация села, и сами жители к такому соседству относятся спокойно и с пониманием, что не может не радовать.

- Мы, как и прежде, открыты для людей, сбившихся с пути или попавших в трудную жизненную ситуацию, - говорит Виктор Локайчук. - Здесь у каждого есть шанс изменить свою судьбу, а воспользуется им человек или нет, это зависит от него самого. Но как бы мы не относились к таким людям, надо помнить, что это чьи-то родственники или друзья. Они - наши, и у них всегда есть право вернуться к нормальной жизни. И если кто-нибудь этим правом воспользуется, для нас это будет самой большой радостью.

Источник: "Биробиджанер Штерн"